Майна Раиса

Пол

Ж

Год рождения

1939

Год смерти

2009

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино, Провидения

Место смерти

Провидения

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Лякаґмит

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Владимир Майна

Имя матери

Укуна

Имена сиблингов

Владимир Майна

Имена детей

Ким, Николай, Марина, Юлия, Ирина Аппы

Профессия

Почтальон в Новом Чаплино

Кем вернулась

Қырңухтықақ (своим дедушкой по отцовской линии)

Раиса Майна
1997
Из архива Софьи Семиной
Раиса Майна
1997
.
Из архива Софьи Семиной
Женщины: Укуна (в заднем ряду) и ее дочь Раиса Майна
Новое Чаплино
1950-е
Из архива Софьи Семиной
Женщины: Укуна (в заднем ряду) и ее дочь Раиса Майна
Новое Чаплино
1950-е
.
Из архива Софьи Семиной
Раиса Майна делает тапочки
Из архива Софьи Семиной
Раиса Майна делает тапочки
.
Из архива Софьи Семиной
В центре сверху — Нутанаун Галина, справа от нее Раиса Майна (в замужестве Аппа). В нижнем ряду (слева направо): Всюка Элла (из села Сиреники), неизвестная, Александра Соколовская (учительница)
Уңазиқ
1956
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
В центре сверху — Нутанаун Галина, справа от нее Раиса Майна (в замужестве Аппа). В нижнем ряду (слева направо): Всюка Элла (из села Сиреники), неизвестная, Александра Соколовская (учительница)
Уңазиқ
1956
.
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении

Сяникак

Пол

Ж

Год рождения

1916

Брак

Тыґляляун

Год смерти

1991

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уназиґмит

Клан

Акулґаґвиґыт

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Умыкгыргын

Имя матери

Каюка

Имена сиблингов

Тиято, Амиңа, Укума Николай

Имена детей

Лариса Еремина

Профессия

Работница жирцеха

Слева направо: Кура, Леӊыля, Саникак, Айпыӊа
Уңазиқ
1953
Из архива Александры Мумихтыкак
Слева направо: Кура, Леӊыля, Саникак, Айпыӊа
Уңазиқ
1953
.
Из архива Александры Мумихтыкак
Киву и Сяникак (справа)
Новое Чаплино
1980-е
Из архива Александры Мумихтыкак
Киву и Сяникак (справа)
Новое Чаплино
1980-е
.
Из архива Александры Мумихтыкак
Сяникак в День танкиста
1970-е
Из архива Александры Мумихтыкак
Сяникак в День танкиста
1970-е
.
Из архива Александры Мумихтыкак
Сяникак выступает в клубе
Новое Чаплино
1970-е
Из архива Александры Мумихтыкак
Сяникак выступает в клубе
Новое Чаплино
1970-е
.
Из архива Александры Мумихтыкак

Документы

Поздравление с новым 1956 годом колхозницу Сяникак от чаплинского колхоза «Новая жизнь»
Уңазиқ
1956
Из архива Александры Мумихтыкак

Поздравление с новым 1956 годом колхозницу Сяникак от чаплинского колхоза «Новая жизнь»

Уңазиқ

1956

Гальмугье

Пол

М

Год рождения

Конец XIX века

Брак

Год смерти

1953

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвиґыт

Национальность

Эскимос

Имена детей

Қықмиқ, Нывухак, Тагикак, Насалик

Профессия

Известный шаман

Праздник моржовых голов у эскимоса Матлю (подбрасывают шамана Гальмугье). Фотография Александра Форштейна
Уңазиқ
1927-29
Из архива Кунсткамеры
Праздник моржовых голов у эскимоса Матлю (подбрасывают шамана Гальмугье). Фотография Александра Форштейна
Уңазиқ
1927-29
.
Из архива Кунсткамеры
Шаман Гальмугье. Фотография Александра Форштейна
Уңазиқ
1927-29
Из архива Кунсткамеры
Шаман Гальмугье. Фотография Александра Форштейна
Уңазиқ
1927-29
.
Из архива Кунсткамеры
Ведомость на выдачу заработков колхозникам за разгрузку и переноски цемента и брезента
Уңазиқ
17 декабря 1943
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
Ведомость на выдачу заработков колхозникам за разгрузку и переноски цемента и брезента
Уңазиқ
17 декабря 1943
.
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении

Татьяна Санникова, правнучка (2020)

А что рассказывали про Гальмугье?Что он шаман, что мог что угодно сделать. Это прадедушка мой. Мама рассказывал, что, когда она болела, он мог настроение поднять. Например, у нее упадок сил, она попросит: «Я хочу, чтобы шкура лисья танцевала». Он в бубен побьет — шкура танцует.

Айнана (2012)

Я видела, как шаманы в нашей яранге проводили камлания. К нам приходили Гальмугье и Умкыргин. Мы накрывали хорошую еду для них. Сначала они кушали, разговаривали, а потом все-все убирали. И шаман садился перед жирником [масляным светильником], который прежде гасили, и пел в темноте. Он собирал своих духов. Гальмугье свистел, как птичка, созывая духов. У всех свои духи были — у кого птица, у кого собака, у кого волк. Они пели в темноте, предсказывали и наказывали, что нужно было сделать, чтобы, например, вылечить человека.

Айнана (2020)

У меня старшая сестра Аӷнаӷысяқ — что-то было с головой, и она немножко ненормальная стала: могла раздетая бегать, бутылки вот так кидать, по стеклам бегала и не резалась, без памяти. А родители уговорили Гальмугье полечить. Они ее взяли как дочь, и она у них была как дочь.
У Кусяги и Гальмуги?Ага. Зато она нормальная стала.

Нина Насалик (2020)

А что он делал как шаман?Он лечил детей в основном. У него 13 было детей: девочка и 12 мальчиков. Вылечит, например, а его ребенок умирал. Шаманил. В основном лечил, а так, чтобы плохое, он никогда не делал.

Кусяги

Пол

Ж

Год рождения

Конец XIX века

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Армарамкыт (уныхкумит)

Национальность

Эскимоска

Имена детей

Қықмиқ, Нывухак, Тагикак, Насалик

Айнана (2020)

Что вы помните о Кусяги?Хорошо помню. Во-первых, она была очень крепкая физически и подвижная такая. Много знала всяких заклинаний, всем помогала. В годы войны хлеба не достать — ей носили и сахар, и чай, потому что она много знала заклинаний. Подходила, помогала больным. Это бабушка Насалика.
Это жена Гальмугье?Ага. А он же шаман, шаман белый, по-русски говоря, очень хороший.

Татьяна Санникова, правнучка (2020)

Я бабушку Кусяги со дня ее смерти не видела, а тут я ее во сне увидела. Оказывается, Олю повезли уже рожать. Она: «Ой, наконец-то Енана нормального ребенка родит». Я обрадовалась, что я бабушку увидела. Я: «Ой, бабушка! Я тебя никогда не видела!». И главное, мы с ней по-эскимосски во сне разговаривали. Я говорю: «Почему нормальный?» «Мальчик родится». — «А я что, ненормальная?» Она говорит: «Ты дурная. Мальчик родится. Ты тоже нормальная, но слава богу, мальчик родится. И его будут звать Валю». Имя она сказала эскимосское.
И вы назвали сына Оли Кусяги?Нет. Она мне сказала, как назвать мальчика этого. «Кусяги» во сне не сказала.
А как надо?Она сказала: «Назовешь его Валю». Валю — это Владимир Николаевич, когда был ребенком. Ей трудно было сказать «Володя и Оля». Она их называла Валю и Люля.
Это кому было трудно называть?Кусяги.
Она по-русски плохо говорила?По-русски «Володя» ей трудно было, и она его сокращала — Валю. А Олю, маму мою — Люля. И вот Люля и Валю — смешно было когда-то. Ой, у меня дочка родилась! И знают, что Владимир Николаевич. Ой, у меня дочка родилась — Владимир Николаевич. Ну нормально, если ты увидел дядю Володю. Да, она сказала, что вернуться хочет. Дядя Володя возвращается. Имен очень много.
Получается, что сын Ольги — это Валю?Валю.

Қықмиқ (от эскимосского қимиқ — собака)

Пол

М

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвиґыт

Национальность

Эскимос

Имя отца

Имя матери

Имена сиблингов

Нывухак, Насалик, Тагикак

Татьяна Санникова, внучатая племянница (2020)

Кем вы вернулись?У дедушки моего, Насалика, был брат младший Қықмиқ. Его случайно убили на охоте. И вот в честь его меня назвали <...>.
У меня была своя тиӷуйна [колотушка для меховой одежды из оленьего рога от снега], отряхивать. Потом сгорела, жалко так! Никто ею не пользовался, только я. Я заходила, отряхивала — валенки, сапоги, без разницы. Одна я отряхивала. У всех один олений рог, а у меня был свой. Там собачья мордочка.
Как лекарство тоже?Да.
От злых духов?Мама сказала: «Это от Қықмиқа остался, это его личный был», — в честь кого ее [Ольга Сыпыгьюк вернулась своим дядей Қықмиқом] назвали.
А, это прям ваш, и никто им не пользовался?Никто не пользовался. Я с ним гуляла, собак отгоняла. Кстати, собакой названа — собак боюсь до смерти. Не знаю, почему боюсь.
Но сама собака?Сама собака. Самое смешное, что мама говорит: «Ты между прочим умеешь с собаками разговаривать». Я: «Да никогда в жизни, не пробовала никогда». А недавно: «А ну пошли вон, разбежались!». Свора бегает, гаркнешь — разбегаются. Вон у Виталика, у сына, собака в коридор заходит, я говорю: «В чем дело? Слезай отсюда, с крыльца! Еще раз я тебя здесь увижу, я тебе ноги оторву!» Все, пока я дома, она не зайдет, даже близко не подойдет к крыльцу.

Насалик

Пол

М

Год рождения

1914

Брак

Каихтыкак, Кавехяк

Год смерти

1960-е

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвиґыт

Национальность

Эскимос

Имя отца

Имя матери

Имена сиблингов

Қықмиқ, Нывухак, Тагикак

Профессия

Продавец в магазине в Уңазиқе

Насалик
1950-е
Из архива Нины Насалик
Насалик
1950-е
.
Из архива Нины Насалик

Нина Насалик, жена сына Насалика, Владимира Насалика (2020)

Почему его назвали Насалик, я его спрашивала. Он говорит, что, когда его бабушка беременная была его отцом, дед Гальмугье пошел на птичий базар. И он там нашел мужчину замерзшего, и капюшон был сильно-сильно завязан. Мертвого нашел. Пришел, и как раз мать его родила — отца Володи. И его назвали Насалик, то есть «в капюшоне». Потому что насяқ — это капюшон. <...>

У Владимира Николаевича отца посадили. Насалика самого. Это был 1950 год — не знаю. Но русские их брали как будто бы, когда у них недостача в магазине. Они ж неграмотные. Их брали, и недостачу местным [т. е. на местных скидывали]. И вот четверо отправились в Певек, и Владимира отца отправили. И он вернулся только в 1960 году и умер здесь. Он [Насалик] не вырастил его [Владимира Насалика]. Володя рассказывал. Гальмугье этот — он, считай, его вырастил, Владимира Николаевича. Он строгий, говорит, был.

Кайихтыкак

Пол

Ж

Год рождения

1911

Брак

Насалик, Апалъюк

Место рождения

Сиқлъук (Сиклюк)

Место жительства

Сиқлъук (Сиклюк), Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Сиґунпагыт — уназиґмит

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Акугыка (ок. 1880 — 1934)

Имя матери

Пилюгулык

Имена сиблингов

Унанкаюк, Айпыӊа, Йыңанто, Ымаңа, Тыңаңаун

Имена детей

Владимир Насалик, Ольга Насалик
Куяпа Федор, Гыткани

Кем вернулась

Валентина Эттына

Кайихтыкак
Уңазиқ
1950-е
Из архива Нины Насалик
Кайихтыкак
Уңазиқ
1950-е
.
Из архива Нины Насалик
(1 / 2)  Кайихтыкак
Уңазиқ
17 декабря 1957
Из архива Нины Насалик
(1 / 2)  Кайихтыкак
Уңазиқ
17 декабря 1957
.
Из архива Нины Насалик
(2 / 2)  Надпись на обороте: «…моему любимому сыну Насалик Владимиру… от твоей мамы Кайихтыкак В. Володя, ты меня не забывай… не бросай, я вас … помнить буду… не забуду»
Уңазиқ
17 декабря 1957
Из архива Нины Насалик
(2 / 2)  Надпись на обороте: «…моему любимому сыну Насалик Владимиру… от твоей мамы Кайихтыкак В. Володя, ты меня не забывай… не бросай, я вас … помнить буду… не забуду»
Уңазиқ
17 декабря 1957
.
Из архива Нины Насалик

Насалик Владимир

Пол

М

Год рождения

1938

Брак

Клара Тивля, Нина Қавехақ (Насалик в замужестве, 1980)

Год смерти

2005

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвиґыт

Национальность

Эскимос

Имя отца

Имя матери

Имена сиблингов

Имена детей

Виктор, Владимир, Надежда и Галина Насалик

Профессия

Учитель черчения и рисования, основатель песенно-танцевального ансамбля «Солнышко»

Слева направо: Юрий Кайгигун, Владимир Насалик, Геннадий Каяк, Яков Тагьёк
Анадырь
1980-е
Из архива Нины Насалик
Слева направо: Юрий Кайгигун, Владимир Насалик, Геннадий Каяк, Яков Тагьёк
Анадырь
1980-е
.
Из архива Нины Насалик
Владимир Насалик держит в руках упу (асцидию)
1970-е
Из архива Нины Насалик
Владимир Насалик держит в руках упу (асцидию)
1970-е
.
Из архива Нины Насалик
Владимир Насалик
1950-е
Из архива Нины Насалик
Владимир Насалик
1950-е
.
Из архива Нины Насалик
В церкви на Аляске. Сидит в пиджаке Геннадий Қаяк, сидит у окна Владимир Насалик
1990-е
Из архива Нины Насалик
В церкви на Аляске. Сидит в пиджаке Геннадий Қаяк, сидит у окна Владимир Насалик
1990-е
.
Из архива Нины Насалик
Владимир Насалик — художественный руководитель национального танцевального ансамбля Нового Чаплино «Солнышко»
1970-е
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
Владимир Насалик — художественный руководитель национального танцевального ансамбля Нового Чаплино «Солнышко»
1970-е
.
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
Владимир Насалик — художественный руководитель национального танцевального ансамбля Нового Чаплино «Солнышко»
1970-е
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
Владимир Насалик — художественный руководитель национального танцевального ансамбля Нового Чаплино «Солнышко»
1970-е
.
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
Участники ансамбля «Солнышко» встречают аляскинских гостей у дома культуры. На плакате написано «Добро пожаловать» на чаплинском эскимосском латиницей и на английском. С бубнами сидят (слева направо): Вадим Енан, Вячеслав Кайнинан, Анатолий Салико, Владимир Насалик, Владимир Ятта, Юрий Кайгигун
Новое Чаплино
1991
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении
Участники ансамбля «Солнышко» встречают аляскинских гостей у дома культуры. На плакате написано «Добро пожаловать» на чаплинском эскимосском латиницей и на английском. С бубнами сидят (слева направо): Вадим Енан, Вячеслав Кайнинан, Анатолий Салико, Владимир Насалик, Владимир Ятта, Юрий Кайгигун
Новое Чаплино
1991
.
Из архива Музея Берингийского наследия в Провидении

Нина Насалик, жена (2020)

Откуда он так хорошо танцевал?Дед у него здоровски пел.
Гальмугье?Гальмугье. Когда особенно шаманил. Он [Владимир Насалик] с детства слушал его.
И пел?И пел. Он сперва не хотел петь, а потом старики сказали: «Мы не вечные, давай учись». Вот в субботу—воскресенье специально национальные танцы устраивали, и он пел.
Танцевал или пел?Он редко танцевал. Танцевал, но редко. Больше пел.
Вы с ним ездили в Америку?Ой, сколько раз! Много. Мы где были? В Савунге, Барроу, Номе. А он был еще в Дербенте, в Гренландии, в Канаде. Ой, где он только не был!
Каким он был человеком?Отличным. А я вреднюка, и как он меня терпел 25 лет? 18 лет прошло, вот четверо детей у них. Одна только осталась дочка, а так все умерли. А у меня так и не было детей. Ну я их вырастила.

Салъыка, Лидия Сахлигнак

Пол

Ж

Год рождения

1931

Брак

Иван Мумихтыкак, Василий Нанулик

Год смерти

1990

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвиґыт

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Фсюка

Имя матери

Имена сиблингов

Вячеслав Кайңынан, Элла Фсюка

Имена детей

Салъыка — сокращенное от Сахлигнак. Дети Лидии от европейцев получили фамилии Салика и Салико (ошибка в паспортном столе), дети от эскимосов получили фамилии по именам отцов — Мумихтыкак и Нанулик. Александра Ивановна Мумихтыкак, Людмила Артемовна Салика, Анатолий Петрович Салико, Константин Иванович Мумихтыкак, Иван Васильевич Нанулик, Валентина Васильевна Нанулик, Галина Васильевна Нанулик

Профессия

Нянечка в детском саду

Кем вернулась

Мира, внучка Андрея Кайнинана

Возле клуба. Стоят (слева направо): Лидия Сахлигнак и Элла Фсюка — дочери Қылъпы, Қылъпа в камлейке (меховой рубахе). На переднем плане дети Лидии Сахлигнак (слева направо): Анатолий Салико и Людмила Салика
Уңазиқ
18 марта 1956
Из архива Александры Мумихтыкак
Возле клуба. Стоят (слева направо): Лидия Сахлигнак и Элла Фсюка — дочери Қылъпы, Қылъпа в камлейке (меховой рубахе). На переднем плане дети Лидии Сахлигнак (слева направо): Анатолий Салико и Людмила Салика
Уңазиқ
18 марта 1956
.
Из архива Александры Мумихтыкак
Лидия Сахлигнак (Салъыка)
Новое Чаплино
1980-е
Из архива Ирины Ахсахтикак
Лидия Сахлигнак (Салъыка)
Новое Чаплино
1980-е
.
Из архива Ирины Ахсахтикак
Лидия Сахлигнак (Салъыка) с детьми
Уңазиқ
Конец 1950-х
Из архива Натальи Лукьяновой
Лидия Сахлигнак (Салъыка) с детьми
Уңазиқ
Конец 1950-х
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Кураса (слева) и Лидия Сахлигнак (Салъыка)
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Кураса (слева) и Лидия Сахлигнак (Салъыка)
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
С бубнами стоят Юрий Кайгиӷун (слева) и Анатолий Салика. На крыльце среди прочих сидят старая женщина палкой — Киву и справа от нее Лидия Сахлигнак
Новое Чаплино
Конец 1980-х
Из архива Павла Рольтина
С бубнами стоят Юрий Кайгиӷун (слева) и Анатолий Салика. На крыльце среди прочих сидят старая женщина палкой — Киву и справа от нее Лидия Сахлигнак
Новое Чаплино
Конец 1980-х
.
Из архива Павла Рольтина

Қылъпа, Кыльпа

Пол

Ж

Год рождения

1913

Брак

Год смерти

1989

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Уныхкумит

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Акка

Имена сиблингов

Тунупихтак (Туңупыґтақ) (1907–1945); Антон Айвылик (1915–1950) — его дети Василий Айвылик (Ґальґалин) (1941 г. р.), Валерий Айвылик (1948 г. р.), Қоккоқ

Имена детей

Лидия Сахлигнак (Салъыка), Вячеслав Кайӊынан, Элла Фсюка, другие дети умерли в младенчестве

Профессия

Уборщица в библиотеке и клубе

Кем вернулась

Василий Канихин, сын Галины Канихиной (в девичестве Нанулик)

(1 / 2) Слева направо: Носукак, Кутылин, Қылъпа, Сивуґуткак
Новое Чаплино
Начало 1960-х
Из архива Веры Люнеут
(1 / 2) Слева направо: Носукак, Кутылин, Қылъпа, Сивуґуткак
Новое Чаплино
Начало 1960-х
.
Из архива Веры Люнеут
(2 / 2) Надпись на обороте: «Новый эскимосский поселок Ткачен». Новое Чаплино было основано в 1958 году на берегу бухты Ткачен. Сивуґуткак названа Тугмахтыкак. Это ошибка. Вероятно, это единственная сохранившаяся ее фотография
Новое Чаплино
Начало 1960-х
Из архива Веры Люнеут
(2 / 2) Надпись на обороте: «Новый эскимосский поселок Ткачен». Новое Чаплино было основано в 1958 году на берегу бухты Ткачен. Сивуґуткак названа Тугмахтыкак. Это ошибка. Вероятно, это единственная сохранившаяся ее фотография
Новое Чаплино
Начало 1960-х
.
Из архива Веры Люнеут
Возле клуба. Стоят (слева направо): Лидия Сахлигнак и Элла Фсюка — дочери Қылъпы, Қылъпа в камлейке (меховой рубахе). На переднем плане дети Лидии Сахлигнак (слева направо): Анатолий Салико и Людмила Салика
Уңазиқ
18 марта 1956
Из архива Александры Мумихтыкак
Возле клуба. Стоят (слева направо): Лидия Сахлигнак и Элла Фсюка — дочери Қылъпы, Қылъпа в камлейке (меховой рубахе). На переднем плане дети Лидии Сахлигнак (слева направо): Анатолий Салико и Людмила Салика
Уңазиқ
18 марта 1956
.
Из архива Александры Мумихтыкак
Слева направо: Қылъпа, Петр Нутатагин, Вячеслав Кайнинан
Новое Чаплино
1970-е
Из архива Тамары Пивраны
Слева направо: Қылъпа, Петр Нутатагин, Вячеслав Кайнинан
Новое Чаплино
1970-е
.
Из архива Тамары Пивраны

Александра Мумихтыкак, внучка Қылъпы (дочь Лидии Сахлигнак) (2020)

Она была добрая, но строгая. Не сидела без дела, шила. Она была до конца своих дней самая главная у нас дома. Самая главная. Мы у нее на все спрашивали разрешение.
На что, например?Зарплату получим (она же не работала, она лежала) и все деньги ей отдаем. Она все равно в магазин не ходит. И уже потом она — маме. Даже брат приходил, жена его: «Я хочу еще что-нибудь покушать». «Бабушка у нас главная — спрашивай у нее». — «Бабушка, можно?» — «Бери, бери, конечно».
Она была парализованная?Нет, она хроменькая, как я, но с рождения у нее левая нога или правая. Правая. Она очень хромая была. Раньше так ходила, потом с палочкой. Потом вообще не ходила на улицу. Редко ее выведем на улицу! На крылечке сидела или на лавочке.
Она только по-эскимосски говорила?По-русски говорила. Плохо, но понимала. Вот я из-за нее стала неправильно говорить: не «доктор», а «дохтур», не «деньги», а «еньги», не «рыба», а «риба».
У вас остались вещи Қылъпы?— Уляқ [женский нож]. Я показывала — черный такой.
Вы им пользуетесь?Нет, мы уже убрали его. Дед сделал два новых уляқа — хорошие, крепкие, а тот пускай будет раритетом внукам-правнукам от Қылъпы. <...>
Аґлю просил маму и бабушку, чтобы он передал все свои знания мне. Он же был известный шаман. Чтобы все мне передал. Бабушка наотрез отказалась. Они мне когда рассказали, я говорю: «А чего отказались?» Короче, поняла, что чревато последствиями.
Она сама много умела делать? Ага.
Лечить?Что-то шептала. Я помню, пьяный пришел Костя. Он как стал буянить. Я думаю, я сейчас как в морду дам, уложу. Я ж спортсменка! Думаю, сейчас я тебя из комнаты вытурю. Захожу в комнату, а бабушка подошла к нему, что-то сделала, пошептала, и он прямо плюх на диван и уснул. Я говорю: «Что ты сделала?» «Так надо!» — и все.
Она никогда не говорила?Не-а, не говорила.

Аңу, Михаил Ангу

Пол

М

Год рождения

1914

Год смерти

1961

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Пловер, Провидения (с 1958), Новое Чаплино (с 1971)

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвигыт

Национальность

Эскимос

Имя отца

Ивакак

Имя матери

Уйґен

Имена сиблингов

Пикисяк, Фсюка, Леңыля, Қаялик, Наґусюк, Қыпкақ, Анака

Имена детей

Татьяна Аңу, Лариса Аңу, Александр Аңу (маленьким умер), Дора Аңу

Профессия

Охотник, токарь (в Пловере), моторист

Кем вернулся

Анатолий Ангу

Михаил Аӊу. Надпись Натальи Лукьяновой на обороте: «Мой дедушка возле убитой нерпы»
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу. Надпись Натальи Лукьяновой на обороте: «Мой дедушка возле убитой нерпы»
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Лариса и Татьяна — дочери Уқоқи, Уқоқа, Михаил Аӊу
Пловер
1958
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Лариса и Татьяна — дочери Уқоқи, Уқоқа, Михаил Аӊу
Пловер
1958
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу за починкой мотора
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу за починкой мотора
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу за починкой мотора
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу за починкой мотора
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу за починкой мотора
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу за починкой мотора
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу разделывает нерпу
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу разделывает нерпу
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу разделывает кита
Пловер
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Михаил Аӊу разделывает кита
Пловер
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Михаил Аӊу, Уқоқа, Лариса (дочь Аӊу и Уқоқи), Дора (дочь Аӊу и Уқоқи). На коленях у Уқоқи сидит дочь Доры Наталья (Лукьянова)
Провидения
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Михаил Аӊу, Уқоқа, Лариса (дочь Аӊу и Уқоқи), Дора (дочь Аӊу и Уқоқи). На коленях у Уқоқи сидит дочь Доры Наталья (Лукьянова)
Провидения
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Аӊу (слева) и Аныния
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Аӊу (слева) и Аныния
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой

Документы

Пропуск Михаила Аӊу, разрешающий охотиться в районе бухты Провидения
Пловер
6 июня 1953
Из архива Натальи Лукьяновой

Пропуск Михаила Аӊу, разрешающий охотиться в районе бухты Провидения

Пловер

6 июня 1953

Свидетельство о браке Аӊу и Уқоқи
Уңазиқ
5 октября 1931
Из архива Натальи Лукьяновой

Свидетельство о браке Аӊу и Уқоқи

Уңазиқ

5 октября 1931

Пропуск Аӊу, выданный для поездки из Пловера в Курупку
Пловер
18 января 1949
Из архива Натальи Лукьяновой

Пропуск Аӊу, выданный для поездки из Пловера в Курупку

Пловер

18 января 1949

Подтверждение о передаче Аӊу винчестера
17 сентября 1944
Из архива Натальи Лукьяновой

Подтверждение о передаче Аӊу винчестера

17 сентября 1944

Расписка о получении от чаплинского колхозника Аӊу денег за заготовки нартовых полозьев
Уңазиқ
Март 1937
Из архива Натальи Лукьяновой

Расписка о получении от чаплинского колхозника Аӊу денег за заготовки нартовых полозьев

Уңазиқ

Март 1937

Квитанция, выданная колхознику Аӊу: он отчислил 10% от заработной платы в пользу чаплинского колхоза «К новой жизни»
Уңазиқ
9 мая 1932
Из архива Натальи Лукьяновой

Квитанция, выданная колхознику Аӊу: он отчислил 10% от заработной платы в пользу чаплинского колхоза «К новой жизни»

Уңазиқ

9 мая 1932

Первая страница трудовой книжки Аӊу
27 сентября 1939
Из архива Натальи Лукьяновой

Первая страница трудовой книжки Аӊу

27 сентября 1939

Вкладыш в трудовую книжку Аӊу (здесь, в отличие от аналогичного документа 1939 года, указано его русское имя)
14 мая 1960
Из архива Натальи Лукьяновой

Вкладыш в трудовую книжку Аӊу (здесь, в отличие от аналогичного документа 1939 года, указано его русское имя)

14 мая 1960

Уқоқа, Уґа

Пол

Ж

Год рождения

1914

Год смерти

1981

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Пловер, Провидения, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Сяниґмылңут

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Акумылґы (Ныкывыстыкак)

Имя матери

Гытхыңа

Имена сиблингов

Мумигун, Нанухтак, Увава, Лёни, Инини, Таґьюңаун, Мақа

Имена детей

Татьяна Аңу, Лариса Аңу, Александр Аңу (маленьким умер), Дора Аңу

Профессия

Уборщица в школе в Новом Чаплино

Кем вернулась

Ольга Лукьянова, правнучка (Уґа)

Васки (слева) и Уқоқа
1970-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Васки (слева) и Уқоқа
1970-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Уқоқа, брат Натальи Лукьяновой Анатолий Ангу, отчим Николай Каваугье, мать Дора Михайловна Ангу (дочь Уқоқи и Аӊу)
1968
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Уқоқа, брат Натальи Лукьяновой Анатолий Ангу, отчим Николай Каваугье, мать Дора Михайловна Ангу (дочь Уқоқи и Аӊу)
1968
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Таӷьюӊаун (сестра Уқоқи) с племянницами — дочерьми Уқоқи — Ларисой и Татьяной
Пловер
1958
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Таӷьюӊаун (сестра Уқоқи) с племянницами — дочерьми Уқоқи — Ларисой и Татьяной
Пловер
1958
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Лариса и Татьяна — дочери Уқоқи, Уқоқа, Михаил Аӊу
Пловер
1958
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Лариса и Татьяна — дочери Уқоқи, Уқоқа, Михаил Аӊу
Пловер
1958
.
Из архива Натальи Лукьяновой
(1 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине. Дебин — поселок городского типа в Магаданской области, где в послевоенное время в медицинском училище были студенты из Якутии и Чукотки
Дебин, Магаданская область
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
(1 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине. Дебин — поселок городского типа в Магаданской области, где в послевоенное время в медицинском училище были студенты из Якутии и Чукотки
Дебин, Магаданская область
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
(2 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине
Дебин, Магаданская область
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
(2 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине
Дебин, Магаданская область
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
(3 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине
Дебин, Магаданская область
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
(3 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине
Дебин, Магаданская область
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
(4 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине
Дебин, Магаданская область
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
(4 / 4)  Похороны дочери Уқоқи Татьяны в Дебине
Дебин, Магаданская область
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Уқоқа
Из архива Натальи Лукьяновой
Уқоқа
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Неизвестная девушка, Майя Атта, Галина Нутанаун, Татьяна Ангу (дочь Уқоқи)
Уңазиқ
1950-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Неизвестная девушка, Майя Атта, Галина Нутанаун, Татьяна Ангу (дочь Уқоқи)
Уңазиқ
1950-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Михаил Аӊу, Уқоқа, Лариса (дочь Аӊу и Уқоқи), Дора (дочь Аӊу и Уқоқи). На коленях у Уқоқи сидит дочь Доры Наталья (Лукьянова)
Провидения
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Михаил Аӊу, Уқоқа, Лариса (дочь Аӊу и Уқоқи), Дора (дочь Аӊу и Уқоқи). На коленях у Уқоқи сидит дочь Доры Наталья (Лукьянова)
Провидения
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой

Наталья Лукьянова, внучка (2020)

Уқоқа вас воспитывала?Да, она меня и брата воспитывала. Она потеряла всех своих дочерей. У нее одна дочка училась в медучилище. В Дебине раньше было, под Магаданом. Молодая, в 20 с чем-то лет умерла. У второй дочки была эпилепсия — в 16 лет ее не стало. Старшая дочка, моя мама, умерла в 33 года: проблемы с сердцем были. И мужа, и всех она похоронила, и нас воспитала с братом <...>. Очень она была требовательная, строгая, чистоплотная.
Кем она работала?Она работала в школе уборщицей, когда мы сюда [в Новое Чаплино] переехали. До этого не работала. Мама [Дора] работала в Провидении во вспомогательной школе [коррекционная школа], а бабушка сидела дома [когда они жили в Провидении]. А когда ее не стало, мы сюда переехали. Видать, получала она какое-то пособие на нас с братом и еще устроилась в школу уборщицей работать.
Она работала уборщицей все время?Да.
А потом вышла на пенсию?Она даже не выходила. Она заболела, и все. Пока я училась, она работала. Ей уже 65 лет было.
Она говорила по-русски?Плохо. Но она понимала все.
Вы с ней на эскимосском говорили?Нет, мы с ней говорили на русском. Мы на эскимосском все понимали, а говорили только на русском <...>.
И никогда не пила. Хотя дедушка выпивал. Она рассказывала, что, когда на Пловере жили, под кроватью аж ящиками стояло спиртное. «А мне, — говорит, — даже не хотелось пить». Она не пила никогда. И детей так же воспитала.
Укока имела татуировки?Да.
Она рассказывала, что это значит?Она говорила, что это было раньше красиво. Их заставляли. Им было больно, но все равно их заставляли. У них, после того как их разрисовывали, опухало лицо. У нее и лицо было разрисовано, и руки были разрисованы.
В каком возрасте ей сделали?Я даже не знаю. Молодая была — даже не спрашивала. Вот сколько бы пригодилось сейчас этого материала! А мы не интересовались, нам было неинтересно.
А что же вы?Не знаю. Сейчас думаю, вот дурочки! Надо было поспрашивать, позаписывать все.
А почему благодаря бабушке вы образование получили?Потому что она была строгая со мной. Когда мы закончили 10 классов (не как сейчас, 11 классов), мы с Александрой Ивановной и еще с двумя девушками поехали поступать. Ой, рано мы приехали! В июле, а нужно было в августе. Там были сначала подготовительные занятия, а потом уже в августе экзамены. Я говорю: «Зачем мы рано? Поехали обратно домой!» И вот мы поехали домой, и опоздали на экзамены, и после школы целый год работали, а потом поступили и закончили. А бабушка очень строгая: я не поступила, и она целыми днями ворчала на меня: «Вот, теперь ты здесь будешь просто так сидеть, ничего не делать, я вот уже старая, я хочу отдыхать». И она меня этим подталкивала, чтобы я все-таки училась. И вот когда я училась, она на нас какие-то пособия, видать, получала по потере кормильца, и еще работала, и отправляла денежки. В общем, молодец она.

Документы

Платежное извещение о военном налоге на имя Уқоқи
15 мая 1942
Из архива Натальи Лукьяновой

Платежное извещение о военном налоге на имя Уқоқи

15 мая 1942

Свидетельство о браке Аӊу и Уқоқи
Уңазиқ
5 октября 1931
Из архива Натальи Лукьяновой

Свидетельство о браке Аӊу и Уқоқи

Уңазиқ

5 октября 1931

Ангу Дора Михайловна

Пол

Ж

Год рождения

1937

Брак

Николай Каваугье

Год смерти

1971

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Пловер, Провидения (с 1958), Новое Чаплино (с 1971)

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвигыт

Национальность

Эскимоска

Имя матери

Имена сиблингов

Татьяна Аңу, Лариса Аңу, Александр Аңу

Имена детей

Наталья Лукьянова, Анатолий Ангу

Профессия

Учительница начальных классов в Провиденской вспомогательной школе

Слева направо: Уқоқа, брат Натальи Лукьяновой Анатолий Ангу, отчим Николай Каваугье, мать Дора Михайловна Ангу (дочь Уқоқи и Аӊу)
1968
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Уқоқа, брат Натальи Лукьяновой Анатолий Ангу, отчим Николай Каваугье, мать Дора Михайловна Ангу (дочь Уқоқи и Аӊу)
1968
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Михаил Аӊу, Уқоқа, Лариса (дочь Аӊу и Уқоқи), Дора (дочь Аӊу и Уқоқи). На коленях у Уқоқи сидит дочь Доры Наталья (Лукьянова)
Провидения
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Слева направо: Михаил Аӊу, Уқоқа, Лариса (дочь Аӊу и Уқоқи), Дора (дочь Аӊу и Уқоқи). На коленях у Уқоқи сидит дочь Доры Наталья (Лукьянова)
Провидения
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Дора Михайловна Ангу в Провиденской вспомогательной школе
Провидения
1960-е
Из архива Натальи Лукьяновой
Дора Михайловна Ангу в Провиденской вспомогательной школе
Провидения
1960-е
.
Из архива Натальи Лукьяновой
Выпускники Анадырского педагогического училища народов Севера. Дора Ангу — вторая снизу справа
Анадырь
1953
Из архива Натальи Лукьяновой
Выпускники Анадырского педагогического училища народов Севера. Дора Ангу — вторая снизу справа
Анадырь
1953
.
Из архива Натальи Лукьяновой

Документы

Диплом Доры Михайловны Ангу об окончании Анадырского педагогического училища народов Севера
Анадырь
3 июля 1957
Из архива Натальи Лукьяновой

Диплом Доры Михайловны Ангу об окончании Анадырского педагогического училища народов Севера

Анадырь

3 июля 1957

Леңыля

Пол

Ж

Год смерти

1955

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ

Место смерти

Уңазиқ

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Акулґаґвигыт

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Ивакак

Имя матери

Уйґен

Имена сиблингов

Пикисяк, Пыхпыңа, Фсюка, Аңу, Қаялик, Наґусюк, Анаґая

Имена детей

Сергей Нанухтак — работал на почте радистом, женился на Галине Ухтыкак (из Сиреников) и в Сирениках работал охотником; Владимир Нанухтак — на водовозке воду возил; Ольга Аймитхаун; Зоя; Ирина

Профессия

Бригадир в пошивцехе

Кем вернулась

Ксения Яковлева, праправнучка

Леныля
1950-е
Из архива Ларисы Яковлевой
Леныля
1950-е
.
Из архива Ларисы Яковлевой
Слева направо: Кура, Леӊыля, Саникак, Айпыӊа
Уңазиқ
1953
Из архива Александры Мумихтыкак
Слева направо: Кура, Леӊыля, Саникак, Айпыӊа
Уңазиқ
1953
.
Из архива Александры Мумихтыкак

Айнана (2020)

Речь у нее шикарная эскимосская была. Она на собрании могла выступать четко на эскимосском языке, речь очень развитая была. И умная, видать. Потому что на собрании говорила точно недостатки, что нужно делать. Всегда она говорила.
На сельском собрании в Новом Чаплино?Угу. Ну да, как сельское собрание.
В Новом Чаплино или в Старом?Не, в Старом. Она умерла там.

Ольга Сыпыгьюк, в девичестве Енана

Пол

Ж

Год рождения

1940

Брак

Петр Сыпыгьюк (1964), Михаил Эттын (1970)

Год смерти

1992

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Лякаґмит

Национальность

Эскимоска

Имя отца

Имя матери

Имена сиблингов

Владимир Насалик, Татьяна (1945–1950), Федор Куяпа

Имена детей

Дети Петра: Татьяна Сыпыгьюк, Петр Сыпыгьюк. Дети Михаила Эттына: Валентина, Елена и Анатолий Эттыны

Профессия

Зверовод, нянечка в детском саду

Кем вернулась

Ольга Эттына, внучка; Семен Анака, внук

Коллектив детского сада. Анкаӊаун стоит пятая справа. Ольга Сыпыгьюк стоит третья справа
Новое Чаплино
1970-е
Из архива Ирины Ахсахтикак
Коллектив детского сада. Анкаӊаун стоит пятая справа. Ольга Сыпыгьюк стоит третья справа
Новое Чаплино
1970-е
.
Из архива Ирины Ахсахтикак
Ольга Сыпыгьюк (вторая слева стоит с куклой)
1973-74
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк (вторая слева стоит с куклой)
1973-74
.
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк
Сестрорецк
1970-е
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк
Сестрорецк
1970-е
.
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк (справа). Во время учебы на зверовода
Седанка, пригород Владивостока
1959
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк (справа). Во время учебы на зверовода
Седанка, пригород Владивостока
1959
.
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк (справа). Во время учебы на зверовода
Седанка, пригород Владивостока
1959
Из архива дома культуры Нового Чаплино
Ольга Сыпыгьюк (справа). Во время учебы на зверовода
Седанка, пригород Владивостока
1959
.
Из архива дома культуры Нового Чаплино

Татьяна Санникова (в девичестве Сыпыгьюк), дочь (2020)

Какой вы ее помните?При ней не забалуешь.
Строгая?Строгая, но мы-то уже знали, что она такая, мы не боялись ее, потому что она наша мама. А других детей в гости не пригласишь. «Пошли к нам?» — «Не-е-е-е, у тебя там мама такая!» Почему, вроде нормальная мама. Она была член обкома, а тогда партийных работников боготворили. Она в школу пришла и сказала, чтобы нам [ее детям] никаких поблажек не было. Если троечница — пусть троечница, если не знает — пусть учится, не надо «пятерок» ставить.
Вы с ней на эскимосском говорили?Я до пяти лет вообще не знала русского языка. Я воспитывалась двумя бабушками: у Сыпыгьюка мать (я, правда, не знаю, как ее звать).
Айниңа.Ага. И прабабушка Кусяги. И мы с ними только по-эскимосски.
То есть вдова Гальмугье?Да. Вот я с ними только по-эскимосски разговаривала. Я в садик-то пошла в пять лет и не знала [русского]. Мне брат двоюродный, у Владимира сын, переводил, что говорили <...>.
Она умела погоду делать?Мама наша — да, умела погоду делать. Позвонишь ей с Магадана: «Мама, вылететь не могу!» Дорогу могла сделать. С Провидения выходишь — дождь. «Мама, не могу, не видно: туман». Позвонила, идешь, и тумана нет. Умела делать.
А как она это делала?А я не знаю. Это уже еt надо было спрашивать. Она меня ничему не научила, я и не хотела.
Почему?Потому что я не хочу и не хотела. Мне было стыдно, когда Айнана, Людмила Ивановна, говорит: «Вот у тебя же дедушка, мама и бабушка вот такие были». Ну и что? А я не хочу быть такой. Я комсомолка была, честная и хорошая комсомолка.
Вы думаете, она так умела из-за того, что у нее дед Гальмугье [известный шаман]?Она же маленькая была — она смотрела, как они это делают. Она же в яранге жила. Вот мама мне рассказывала, что она партийный работник была и часто покупала спиртное для одного мужчины. Он помогал ей уголь порубить, дрова нарубить. И он выпивоха был. Кстати, тоже шаман — Аӷлю. В воскресенье после пьянки он придет — она ему бутылку давала, чтобы он не ходил, не побирался, одеколон не пил. А тут он зашел, а я капризничала. Мне полтора—два года было. Он зашел и видит, что я вредничаю, ору на маму, ругаюсь. А лето. Тогда лодок не было своих, только вельботы колхозные. Он говорит: «Что с ней?» «Да вредничает. Ремня, наверное, хочет получить». «А что она хочет?» — «Упу [асцидия] захотела. А лето — что я, вплавь пойду ловить упу, что ли?» Он говорит: «Ты кружку воды набери». Металлическая кружка небольшая. Мама зачерпнула. И пошла в комнату за бутылкой. Приходит, а я с упой стою! Она в шоке: «Что такое?!» А этот говорит: «А, нормально». Она говорит: «А как ты, что?» А он вот так вот залез в кружку, вытащил и мне дал. Я не знаю, как можно в кружку всю руку засунуть, но он это сделал <...>.
Вы на Старое Чаплино [Уңазиқ] ездите?Мы ходили туда, и она показала место, говорит: «Вот это место — Старое Чаплино, Уӊазиқ в нашей семье». И вот мы туда ходим до сих пор.
Это где-то за речкой?За речкой.
То есть это не Уӊазиқ, но это в ту сторону?Да.
И она назвала это место Уңазиқ?Да. До сих пор я помню, с четырех лет. Я не знала, что Уназик далеко. Вот они меня одевают: «Пошли!» В августе месяце именно. Где-то 10–12-е число. «На Старое Чаплино!» Я прям рыдаю: «Мама, я не пойду, я устану, нет!» «Ничего страшного, дойдем». Я на нее ругаюсь: «Ты меня не любишь, я сейчас буду еще и вещи ваши тащить! Далеко идти на Старое Чаплино!» А когда сюда пришли, я говорю: «А где Старое Чаплино? Здесь же нет». «Нет. Именно сюда». И дети мои такие же. Я им все время говорю: «Сейчас пойдем на Старое Чаплино!» «Ой, я не пойду, я поеду!» — «Ну поезжай, если ты захочешь по тундре, поезжай на Старое Чаплино» <...>.
Она шаманила или шаманкой была?Шаманкой. К ней часто обращались, но это такие, бытовые проблемы. Муж налево ходит. Я, помню, пионерка, комсомолка. «Мама, как тебе не стыдно такими вещами заниматься!» — «А что такого, если человеку помогаешь?» Я еще помню, я говорила: «Мама, а почему ты другим можешь помочь, а нам нет?» Себе никак, почему-то никак не поможешь. А почему — не знаю.
Она в бубен била?Да. Мы говорили: она бубнила.
И она это делала прям дома у себя?Конечно. У нас часто вечером пурга дует, дует несколько дней. Она вытаскивает бубен и начинает. Жутковато: свет-то выключают! Жирничек [масляный светильник] выключают, и неприятно. Знаешь, сейчас что-нибудь будет обязательно!
А где ее бубен?Я ж говорю: сгорело все.
А кто ей сделал бубен?У Эттына Михаила сын. У нее свой бубен был, но тот, который ей дед оставлял, порвался. Конечно, дедушка еще в Старом Чаплино умер. А потом она уже сама себе сделала.
Дед ее — Гальмугье?Гальмугье, да.
Он ей оставлял свой бубен?Не свой. Он ей делал.
Она застала его?Конечно. Он ее обожал, он без нее жить не мог. А вот, кстати, бабушка, она обожала Володю, дядю Володю [Владимира Насалика]. Она его баловала, все сладости ему отдавала. А Гальмугье, наоборот, бабушку любил сильно, маму мою.
Вы думаете, что Гальмугье передал ей дар?Да, он же все время с ней, он боялся. Чуть кашляет — начинает лечить.
И он ей сделал бубен?Да, он ей сделал бубен.
У вас сохранялся этот бубен какое-то время?Да, у нас отдельный чемоданчик был самодельный на замке. Открываешь — там постукалочки и даже пузырик такой, чтобы брызгать, там лежал <...>.
Но она ведь била в бубен не только ради песни?Она могла не бить в бубен, а просто сказать, и это было. Вот после твоего ухода, мы сидели, сын мой старший, и он говорит: «Я вспомнил, как она говорила». Допустим, что-то тяжелое, трудное, что ты не можешь сделать. Позвать ее, даже если ее уже нету. Просто позвать ее: «Помоги!» И она сделает.
Даже сейчас?Даже сейчас мы можем. Обязательно потом ахқышақ [кормление предков] сделать.
А что она любит, что вы ей даете?Она любила чай пить с галетами. Кусковой сахар. Обычно я ей даю моржатину, нерпятину. И курево, обязательно курево. Она без курева никак не могла.

Григорий Танута

Пол

М

Год рождения

1921

Брак

Год смерти

1967

Место рождения

Уңазиқ

Место жительства

Уңазиқ, Новое Чаплино

Место смерти

Новое Чаплино

Племенная группа

Уңазиґмит

Клан

Саниґмылӊут

Национальность

Эскимос

Имя отца

Матлъю

Имя матери

Мылъуткак (Кытхауын)

Имена сиблингов

Нанулик, Утатаун, Нанухтак, Ўаўа, Уґа, Ининиц

Имена детей

Галина Танутина (в замужестве Схак, живет в Эгвекиноте), Вера Люнеут

Профессия

Моторист на туманной станции, тракторист, работал на электростанции

Кем вернулся

Сын Мумихтыкак Валерия и Галины Танутиной Вячеслав Танутин

Танута
1958/59
Из архива Веры Люнеут
Танута
1958/59
.
Из архива Веры Люнеут

Айнана (2020)

...Танута — он умный такой был. Он в яранге угорел: ватная куртка у него тлела, вот от этого он угорел. <...> А Танута, как брат родной, хотя он и не брат, он просто меня очень любил. Все время мне говорил: «Я тебе удочки сделаю, которые свистят — рыбки будут к тебе подходить». У него золотые руки были. Он работал в колхозе, но выпивал <...>.
Каким он еще был, Танута?Он работал мотористом на туманной станции. С моим братом.
Мотористом на станции?Туманная станция была у нас в Чаплино. Гудели во время тумана, потому что пароходы врезались в мыс Чаплино. Это Старое Чаплино. И поэтому построили туманную станцию: как туман — гудит, гудит! И там работали Танута и мой брат. А потом, когда в Новое Чаплино перенесли, он стал пить чаще, работал на электростанции.
Он потом трактористом еще был?Угу. Из него механизатор очень хороший. И золотые руки: все мог делать! Припаять, что-то еще...

Документы

Свидетельство Тануты об окончании курсов машинистов электростанций
1 декабря 1966
Из архива Веры Люнеут

Свидетельство Тануты об окончании курсов машинистов электростанций

1 декабря 1966

Удостоверение тракториста-машиниста колхоза в Уӊазиқе
Уңазиқ
1951
Из архива Веры Люнеут

Удостоверение тракториста-машиниста колхоза в Уӊазиқе

Уңазиқ

1951