О проекте

Мультимедийный проект, посвя­щенный памяти одного эскимос­ского поселка на Чукотке

В 1970–1980-е этнограф и лингвист Михаил Анатольевич Членов иссле­довал социальную организацию эскимосского населения на Чукот­ке. В ходе работы ученый составил более сотни генеало­гических схем местных эскимосов. Эти родослов­ные основываются на его поле­вой работе с аборигенными информан­тами, в том числе со старейшинами, ро­дившимися в первой четверти XX века, на сведениях из местных архивов и ЗАГСов, на сделанных в 1930-е списках жителей поселков Чукотского и Прови­денского районов. Эскимосские родос­ловные Михаила Членова не были нигде опубликованы. Генеалогические схемы отрисованы ученым от руки на милли­метровой бумаге, листы хранятся в его личном архиве. Мы оцифровали все родо­словные эскимосских семей, проживав­ших в Новом Чаплино на момент полевой работы Михаила Членова.

Розалия Селяка, этнограф и лингвист, автор генеаологических схем Михаил Членов, Валентина Селякина и Иппи (мать Розалии и Валентины, один из наиболее знающих информантов Михаила Членова и Игоря Крупника). Новое Чаплино. Начало 1970-х. Из личного архива внучки Иппи Светланы Селякиной

Дмитрий Опарин — антрополог, ведет исследования на Чукотке с 2011 года. В 2020-м отправился в Новое Чаплино, чтобы дополнить существующие родос­ловные визу­альной информацией и вос­помина­ниями о конкретных людях. Так по­лучился проект «Память поселка», объединяющий генеалогические схемы, созданные Михаилом Членовым в 1970–1980-е, с воспо­минаниями, частными фотография­ми и документами, собранны­ми Дмитрием Опариным в 2011–2020 годы.

Обложка книги Михаила Членова «К характеристике социальной организации азиатских эскимосов. 1973 год

Кураса, Иппи и этнограф Михаил Членов в одном из заброшенных поселений. 1970-е. Из архива дочери Иппи Валентины Селякиной


Участники

Дмитрий Опарин (р. 1988)

Антрополог, ведет полевую работу на Чукотке с 2011 года. Доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Отдела Севера Института этнологии и антропологии РАН, соавтор подкаста о наследии «Тоже Россия».

Михаил Членов (р. 1940)

Этнограф, этноисторик, специалист по системам родства. Участник и руководитель этнографических экспедиций в Арктике, Сибири, Средней Азии и Закавказье. На Чукотке работал в 1971–1990 гг. Автор многих статей по истории, социальной организации и культуре азиатских эскимосов, соавтор книг «Китовая аллея» (1982) и «Yupik Transitions. Change and Survival at Bering Strait, 1900–1960» (2013).


Местность

В Чукотском автономном округе насчитывается более 15 тысяч представителей коренных мало­численных народов — чукчей (12 772), эскимосов (1529), эвенов (1392), чуванцов (897) и других. Коренное население составляет немногим более 30% от общей численности жителей Чукотки.

Эскимосы проживают преимущественно в двух национальных приморских посел­ках Провиденского района — Новом Чап­лино и Сирениках — и в Уэлькале (Иуль­тинский район). В поселениях Чукот­ского района (Лаврентия, Лорино, Уэлен) про­живают науканские эскимосы — выходцы из закрытого в 1958 году крупного эскимосского села Наукан.

Новое Чаплино — национальное село, на­ходящееся в бухте Ткачен в 20 километ­рах к северу от районного центра, посел­ка городского типа Провидения. Село было образовано в 1958 году на месте старых чукотских кочевий. Большая часть жителей Нового Чаплина — выходцы из закрытого властями в 1958 году эскимосского села Старое Чаплино (Уңазиқ) и их потомки. В начале XX века Старое Чаплино было самым крупным поселением сибирских эскимосов — важнейшей точкой соприкосновения жителей Чукотского полуострова и Аляс­ки (остров Святого Лаврентия). В 1930–1940-е в Старое Чаплино переселили жителей закрывавшихся малочисленных эскимосских поселков — Авана, Кивака, Чечена, Сиклюка. А в 1958 году закрыли и Старое Чаплино, отправив население в Новое Чаплино.

Вид на поселок Новое Чаплино после пурги. 1980-е. Из архива Игоря Макотрика

В летнее время из-за отсутствия морско­го зверя в бухте Ткачен чаплинские охот­ники вынуждены уезжать на специаль­ную базу Инахпак, которая находится в 30 километрах от села. В Новом Чапли­но на начало 2020 года было зарегистри­ровано 446 человек (фактически прожи­вало, согласно данным администрации, 285). Большая часть населения — эскимо­сы. Второй по численности группой явля­ются чукчи.


Значение

Одна из местных жительниц как-то сказала: «Если ты язычник, ты должен просить, чтобы помогли родственники». Вся ритуальная сфера выстроена вокруг семей­ных отношений и памяти о бли­жайших и дальних покойных предках. Люди хранят воспоми­нания о тех, кого не застали, и пе­ресказывают друг другу исто­рии об известных им лично умерших родственниках. Дети получают имена в честь умерших предков, и так покойные род­ствен­ники «возвращаются» че­рез своих потомков. Духи пред­ков помогают живым, последние же в благодарность регулярно кормят их.

Многие местные жители хранят в старых портфелях и чемоданах семейные совет­ские фотографии и документы. Иногда документы и снимки используются в це­ли­тельских практиках. Часто фотографии умерших родственников висят на стенах в домах, а в конторе охотников стоят при­слоненными к окну фотоснимки утонув­ших, умерших от старости или болезни морзверобоев. Некоторые рисуют само­стоятельно свои семейные генеалогичес­кие схемы, а в 2009–2012 годы уроженка Нового Чаплино, а сейчас жительница райцентра Провидения Екатерина Домбровская (в девичестве Нутанаун) провела масштабное исследование и сама издала книгу «История нашей семьи», в которой приведены семь расширенных генеалогических схем.

Полевой материал, собранный Михаилом Членовым в 1970–1980-е, уже стал исто­рией — частично неизвестной. Имена предков, родившихся еще в XIX веке, указанные на схемах, зачастую ничего не говорят нынешним жителям села. Генеалогии, представленные в этом проекте, дополняют семейные знания ныне живущих эскимосов. Фотографии, собранные в альбомах на сайте, состав­ляют фотохронику жизни эскимосского села во второй половине XX века, иллю­стрируют многие ключевые социальные, политические и культурные процессы, представляют одну из граней советской «северной» повседневности.

Концепция: Дмитрий Опарин

Авторы текстов: Дмитрий Опарин, Михаил Членов
Дизайнеры: Владислав Борисов, Вячеслав Житников, Максим Никаноров / Myth
Редакторы: Елена Сибирцева, Александра Кириллова


Благодарности

Авторы проекта выражают особую благодарность Игорю Крупнику, Виржини Вате и Петру Котрелеву

Мы благодарим всех жителей села Новое Чаплино, которые согласились поделиться своими воспоминаниями, предоставили семейные фотографии и старые документы:

Максим Агнагисяк
Нина Агнагисяк
 Людмила Айнана
Николай Айпин
Петр Анака
 Полина Анкатагина 
Ирина Атаку
Ирина Ахсахтикак
Егор Ахсахтикак
Елена Глаголева
Вадим Енан
Людмила Ермолаева
 Светлана Зачерновских 
Александр Кайгилькун
Елена Каминская
Тамара Кутылина
Ольга Кутылина
 Любовь Кутылина 
Алла Куяпа
Наталья Лукьянова

 Александр Люнеут 
Вера Люнеут
 Павел Люнеут 
Игорь Макотрик
Людмила Макотрик
Андрей Макотрик
Вера Молчанова
Александра Мумихтыкак
Александр Мумихтыкак
 Глеб Наказик 
Любовь Нанок
Нина Насалик
 Ольга Нумынкау 
Сергей Нутанаун
Ольга Нутанаун
Павел Нутанаун
Надежда Паулина
Тамара Пиврана
Татьяна Повольских
Надежда Попова

Павел Рольтин
 Татьяна Самардина 
Татьяна Санникова
Александра Санникова
Юрий Селякин
Валентина Селякина
Светлана Селякина
 Марина Семина 
Софья Семина
Денис Сигунылик
 Раиса Тевлянаун 
Светлана Укума
Надежда Эттыковранту
Валентина Эттына
Артем Яковлев
Лариса Яковлева
Юрий Ятта
Антонина Ятта

Максим Агнагисяк
Нина Агнагисяк
 Людмила Айнана
Николай Айпин
Петр Анака
 Полина Анкатагина 
Ирина Атаку
Ирина Ахсахтикак
Егор Ахсахтикак
Елена Глаголева
Вадим Енан
Людмила Ермолаева
 Светлана Зачерновских 
Александр Кайгилькун
Елена Каминская
Тамара Кутылина
Ольга Кутылина
 Любовь Кутылина 
Алла Куяпа
Наталья Лукьянова
 Александр Люнеут 
Вера Люнеут
 Павел Люнеут 
Игорь Макотрик
Людмила Макотрик
Андрей Макотрик
Вера Молчанова
Александра Мумихтыкак
Александр Мумихтыкак
 Глеб Наказик 
Любовь Нанок
Нина Насалик
 Ольга Нумынкау 
Сергей Нутанаун
Ольга Нутанаун
Павел Нутанаун
Надежда Паулина
Тамара Пиврана
Татьяна Повольских
Надежда Попова
Павел Рольтин
 Татьяна Самардина 
Татьяна Санникова
Александра Санникова
Юрий Селякин
Валентина Селякина
Светлана Селякина
 Марина Семина 
Софья Семина
Денис Сигунылик
 Раиса Тевлянаун 
Светлана Укума
Надежда Эттыковранту
Валентина Эттына
Артем Яковлев
Лариса Яковлева
Юрий Ятта
Антонина Ятта

Проект создан при финансовой поддер­жке Российского научного фонда, проект «Частная история и ритуальная динамика в прибрежной Чукотке», № 19-78-00070