Исследование системы родства
Расскажите, пожалуйста, об исследовании системы родства.
Принцип был такой: не допускать использования родной для исследователя терминологии при разговоре с информантом. Нельзя спрашивать «Как на вашем языке будет “двоюродный брат”?». Это прием запрещенный. Для информанта надо составить его генеалогию. А потом уже спрашивать: «У вас там записана Рахтыңа, она кто вам?» «Рахтыңа мне такая-то». — «Ах вот как! А если бы вы ее увидели у входа в дом, вы ей могли бы сказать: “Укақ (жена любого кровного родственника на чаплинском эскимосском. — ДО), иди сюда”?»
Это называется генеалогическим методом исследования систем терминологии родства. Ни в коем случае нельзя оперировать переводами, поэтому был разработан особый метод.
Но в любом случае мы смотрим на схемы и видим, кто кому брат, сестра, двоюродный брат и так далее.
Правильно. Но дело в том, что, если мы говорим не о чисто лингвистическом явлении, а все-таки об элементе культурно-антропологическом и если видим, что такой-то является информанту троюродным братом, для нас важна не столько сама биологическая связь между двумя людьми, сколько ее осмысление в данной культуре. Осмысление дается в виде классов родства. То есть если есть термин, он обозначает определенное количество отношений родства. Вот в русском языке есть понятие «троюродный брат», а в большинстве языков такого понятия нет. С другой стороны, в русском существуют исчезнувшие классы. К примеру, две женщины, которые связаны тем, что их мужья — братья между собой, кем они приходятся друг другу?
Свояки?
Женщины — свояки?
Свояченицы.
Это сестра жены. А то, что я описал, — это ятровь, ятровка. Исчез этот класс родства. Мы видим, что русская система родства на наших глазах переживает колоссальные изменения. Спроси́те, кто такие шурин и деверь: подавляющее большинство не ответит. Эти термины ушли. Ушли куда? Отношения-то родства есть. У нас есть реальные связи такого типа, они вполне могут быть. Осталась описательная форма — «брат мужа». Почему? Потому что брат мужа перестал выполнять определенные родственно-социальные функции. Соответственно, класс родства исчезает.
Когда мы записываем чаплинскую систему, вы вряд ли сможете ее записать, она очень сложная, она приведена в ряде моих работ в более серьезном виде. И конечно, эта чаплинская система родства сегодня в лучшем случае есть у тех, кто помнит эти слова, она просто является переводной с русского. Система уже русская, термины могут быть эскимосскими, но система уже русская.
«Как же у нас “двоюродный брат” будет? Аталгун, наверное! Ну, запиши». На самом деле аталгун — это определенный класс родства, который не равен двоюродному брату и который был реально важным функционирующим элементом социально-родственных отношений. Понятие «двоюродный брат», принятое в русском языке, охватывает такие эскимосские слова, как аталгун, аґналгун, илуґак. Аталгун — это патрилатеральный орто-кузен (сын или дочь братьев отца), аґналгун — дети сестры матери, илуґак — дети брата матери или дети сестры отца. В русском — это все двоюродные братья или сестры.
Получается, вы спрашивали информантов: «Кто тебе Рахтыңа?»
Да, я все это записывал. Я вначале составил список — имя и отношения родства, а уже потом приходил второй раз и говорил: «Так, ты как бы ее назвал?»
Этих людей можно по-разному назвать, но схема сделана в очень европейском представлении о родстве.
Разумеется. Схема фиксирует не классы родства, не систему терминов, а отношения родства. Они универсальны для всех людей. Все люди производят детей, имеют родителей и сиблингов, вступают в брачные отношения. Она универсальна, так как не привязана к конкретной культуре. В ней могут быть культурные вещи, например обмен сестрами, как мы видим из этой схемы, но ничего больше. Схема универсальна, но дальше с ней вы уже можете работать.
То есть речь о том, что значит конкретный родственник для какого-либо человека с позиций не лингвистики, но выполняемой функции?
Ну конечно! Что значит этот родственник социокультурно.
И вообще является ли он родственником. Может быть, двоюродный брат не считается?
Супруги сиблингов родителей — жена дяди например — не входят ни в какой класс родства. Сам дядя — важный элемент. Понятия «дядя» нет — есть материнская, отцовская сторона. А вот тетя, которая, казалось бы, у нас есть (брат отца, и у него есть жена — это для меня тетя), не терминологизируется у эскимосов. И можно размышлять почему. Это один из способов. Дальше, в чаплинсrой системе родства играл роль пол эго. Не только пол альтера, но и пол эго.
То есть?
Важно не только, какого пола родственник, но и какого пола ты. От этого зависит, как ты будешь называть родственника или родственницу. Сакиґақ — брат жены для мужчины. Саки — сестра мужа для женщины. Одно слово — это жена брата мужа (ңурниґуқ), а другое — муж сестры жены (нулихкалгун). Аги — это супруг сиблинга эго. Если этот супруг другого пола, чем эго, это будет одно слово. А если они одного пола — другое. Или совсем просто. Старший сиблинг мужского пола для эго мужского пола — аныңак. А любой сиблинг женского пола для эго мужского пола — найяқ. Старший сиблинг женского пола — акақ. А сиблинг мужского для женского эго — кугық. Младшие сиблинги одного пола с эго — другое слово (уйґақ). Семь разных слов вместо двух слов по-русски (брат и сестра). Соответственно, из этого тоже можно делать или не делать определенные выводы — уже в социоантропологическом смысле. Там довольно много всего этого: удивительно сложная система! Причем с чаплинской системой я разобрался. У меня были информанты, которые знали ее прекрасно.
С чаплинской разобрался, а с науканской уже не смог. Науканская в том виде, в каком я ее описал, выглядит какой-то несистемной. Причем в этой несистемности мне видны отчасти и структурные моменты — она явно была другая, — отчасти потому, что она уже выходила из употребления.
Мне писали потом и по почте присылали информацию. Девочки-науанки начали по моей методике опрашивать своих старших родственников, но система не получается! Структура уже сломана.
Источники
Каков источник ваших генеалогических схем?
Исключительно устные опросы.
А ЗАГСы?
ЗАГСы — безусловно. ЗАГСы взял я.
ЗАГС Провиденский?
Да, а еще Лаврентьевский и Анадырский.
Что давала информация из ЗАГСа?
Информация из ЗАГСа начинается в конце 1920-х — случайные записи, реально — с 1930-х, по-моему, с середины. Может быть, с первой половины. Записи из ЗАГСов у меня все есть, скопированы, но не обработаны толком. Это огромный материал, и он весь есть. То есть все, что когда-либо было написано в ЗАГСах об эскимосах на территории Чукотки, у меня есть.
В каком виде?
В виде от руки мною написанной копии, но я скопировал практически всех. Что касается Сиреников и Авана, это у Крупника есть. Просто мы садились, и иногда копировал я, иногда — кто-то из моих спутников. Мы приходили в ЗАГС и копировали, то есть записи есть полные вплоть до 1970-х.
Что дает ЗАГС для ваших схем?
Во-первых, это уточнение схем, это дополнение к схемам и, безусловно, какие-то связи брачные. Понимаете, когда эскимосы начали оформлять отношения по советским правилам, они плохо представляли, что такое фиксация регистрации в ЗАГСе. То есть бывали случаи, не самые частые: девчонки, которые привыкли повстречаться с этим, повстречаться с тем, они, когда узнали, что надо регистрироваться, каждый раз перед тем, как вступить в близость, шли и записывались, а потом, через пару месяцев, со следующим — и так далее.
Уже позднее пришло осознание, что брак — это институт, который надо как-то фиксировать. Удивительно отсутствие брачной обрядности у эскимосов. По крайней мере у азиатских: не знаю, что творится с другими. Эскимосы стоят особняком среди этнографических групп.
О годах жизни тоже информация по большей части из ЗАГСов. О живых людях и недавно умерших еще одним источником стали похозяйственные списки сельсоветов.
Методика создания генеалогических схем
Расскажите, пожалуйста, о методике создания ваших генеалогических схем.
Вначале, если мы посмотрим на мои полевые тетради, у меня имеется запись. Я писал просто родственника, просил: «Расскажи, как звали твоего отца». Атата, допустим. У него братья-сестры были? Были. Дальше я пишу у себя в тетради имя и после имени сразу пишу формулу, которая выражает отношения родства. Формула по системе Юрия Левина — довольно сложная. Хотя на самом деле не особо сложная — просто надо привыкнуть.
Например, двоюродный брат и двоюродный сиблинг будут изображаться определенной ДДРР-формулой. Неспециалист не поймет, что это значит, а я — пойму. И так вы дойдете до любого отношения родства. Любые отношения можно обозначить формулой с тремя знаками: «Д», «Р», «С», где «Д» — дитя, «Р» — родители, «С» — супруг. Этим знакам дается обозначение пола («Ж» и «М»). У меня множество списков. Я поговорил с какой-нибудь Рультыңой и записал всех родственников, которых она помнит. Я записывал их рассказ, и она не только перечисляла родственников, но и как-то их характеризовала.
Потом я приходил снова и спрашивал: «Рультыңа — кем она тебе приходится?» У меня уже записано ее отношение родства, но мне интересен класс родства. «Кем она приходится, как бы ты ее назвал(а)?» И дальше я пишу термин. И уже потом на основании этих схем, где имеются отношения родства, имя и термин, я рисовал собственно генеалогическую схему.
Повторюсь, моей задачей было зафиксировать систему родства. И я хорошо умел это делать. Сами эскимосы меня тогда совсем не интересовали. Я не понимал, что это такое, но видел, что это интересное общество и я не зря приехал. Вообще, в 1978–1979 годы, например, я бы уже не смог записать эту систему родства. Слова какие-то отдельные смог бы. Она расплывалась просто мгновенно, когда эскимосы начали мыслить русским языком. А значит, структура уходила.
Как вы выбирали, как писать имена?
Во-первых, я писал схемы на протяжении многих лет. Когда я начинал, я вообще не понимал, что это такое, и писал, как слышал. Потом я понемножечку стал понимать, что есть какие-то фонетические правила, и эти правила постепенно внедрялись. Вы сами, наверное, видели — я пишу «Хтыкак». Уже потом, через много лет, я понимаю, что не бывает сочетания «хт» в эскимосском языке в начале — это «Ыхтыкак» должно быть написано.
Кто-то редактировал ваши схемы?
Написание имен — Людмила Айнана. Потом еще были люди, которые вносили правку.
Айнана смотрела эти схемы?
Не все. Клан лякаґмит она смотрела. Я не уверен, что она исправляла все, поскольку большую схему, где представлены все 10–12 линиджей, я ей, по-моему, уже не показывал… Но до этого показывал отдельные схемы, с ней консультировался. Были и другие, кто вносил правку: скажем, Пиврана правил материалы по селу Кивак.
Вы начали с Нового Чаплино?
Начал я с Сиреников, потом переехал в Нунямо к науканцам, а после — в Новое Чаплино.
В Новом Чаплино больше всего работы было?
Да. Она была наиболее успешной.
Почему более успешной, чем в Нунямо?
Потому что науканцы, видимо, уже утеряли сознание этой структуры, а в Чаплино она была еще жива. Науканцев распределили по разным селам, а все уназиґмит переехали в свое собственное новое село.
А в Уэлькале? Вы там тоже делали схемы.
Почти ничего не было в Уэлькале. Я уже представлял себе, что такое чаплинская система, причем гораздо лучше, чем сами эскимосы. Я делал записи в Уэлькале, но вскоре понял, что информанты очень слабые.
Вы могли понять систему родства, не создавая схемы на всех эскимосов Нового Чаплино. Зачем же вы сделали эти схемы?
Постепенно я понял, что создание схем очень важно. Во-первых, потому что схемы наглядны. Во-вторых, их можно показывать самим эскимосам: они схватывают и проявляют определенный интерес. В-третьих, если вы записываете только терминологию родства, вы упускаете множество моментов в области брачной антропологии, скажем так.
Следы старой системы родства и ее трансформация
Насчет последнего… Можете привести пример?
Например, удалось выяснить применительно к азиатским эскимосам, что у них есть то, что отсутствует у всех других эскимосских групп, — обмен сестрами.
Обмен сестрами когда происходит?
Я беру твою сестру в жены, а ты женишься на моей сестре. Генеалогические схемы помогали понять устройство этого общества, а социальное устройство, которое меня и заинтересовало, базировалось на отношениях родства. Не только на терминологии родства, не только на классах… Зная классы родства, постепенно приходишь к тому, как это мыслится. Схемы хорошо дополняют одна другую, и в какой-то момент начинаешь понимать, как эти связи работали. И еще: схемы позволяют увидеть, что традиционная система существовала примерно до 1910-х, а потом она начала расползаться и ломаться.
Традиционная брачная система?
Брачная и не только — вообще система родственных связей. Kinship. Это очень сложная штука, особенно для бесписьменных обществ.
Вы брали всех, доходили до детей? Или детей вы записывали редко?
Редко, поскольку они у меня были в похозяйственных списках. Я думал, что всегда смогу их добавить, если надо будет.
Сегодня вся социальная организация эскимосов, которая сама по себе интересна, безусловно, не базируется только на родстве. Это общество — часть более широкого общества, российского, советского, как ни назовите. И само по себе достаточно интересно, как развивается социальная организация эскимосов. И заметно, что она эволюционировала за последние 30 лет, видимо, достаточно серьезно.
Если же мы пытаемся восстановить традиционную социальную систему, мы обнаруживаем, что не было ничего кроме родства. Это, конечно, не совсем точная информация, поскольку — мы это назвали с Крупником контактно-традиционным обществом — контакт начинается с XVII века. Вначале казаки и прочие, которые не доходили [до побережья], потом — американцы, китобои и так далее. И вот тут выясняется, что это сложно. Конечно, чисто традиционное к этому времени уже эволюционировало. Как? Собственно, именно это я и пытался выяснить, составляя вначале систему терминов родства, то есть выясняя классы родства. Класс родства — это родственная группа, которую ты воспринимаешь как таковую и с которой есть определенные правила общения.
Что вы хотели делать с этими схемами — доработать?
Да! У меня была такая идея. Схема — технически удобная форма презентации материала. Я начал рисовать схемы, потому что хотел понять эволюцию клановой эндогамии — это вообще удивительная вещь сама по себе, нечасто встречающаяся в обществах такого рода! Клановая эндогамия нелепа с точки зрения классической этнографии. Больше всего мы встречаемся с экзогамными кланами.
В клане лякаґмит более десяти линиджей.
Они почти все пересекаются друг с другом. Брачные связи, безусловно, между ними частые — и чем раньше, тем чаще. Одной (но не единственной) из моих задач было продемонстрировать, как разрушается внутриклановая эндогамия на протяжении XX века: как начинают смешиваться большие кланы, которые могли себе позволить быть эндогамными. В начале XX века заметна разница между разными кланами, разными поселками, но в целом принцип один — внутриклановая эндогамия.
В книге «Yupik Transitions» вы и Крупник пишете, что эндогамия была предпочтительна. И в маленьких кланах не было никакой эндогамии.
Ну правильно. Поди сделай! Она, безусловно, предпочтительна, и мы видим это отчасти по записанным нами интервью. Ну да, «наши всегда считали, что это [вступать в брак с представителями своего клана] хорошо», к примеру.
Мои генеалогические схемы позволяют достаточно быстро и полно увидеть, как эндогамия со временем расползается, уходит в небытие. Вот мы берем самый конец XIX века и начало XX века и выясняем, что большинство брачных связей — одноклановые. А потом это начинает разрушаться.
Схема — это удобная форма презентации для выяснения характера динамики kinship.
Понятно. Когда вы работали в 1970-е, было важно, кто из какого клана?
Расползалась, размывалась эта социальная организация уже, но в целом ее еще хорошо помнили, особенно старшее поколение.